-ознакомиться со списком фирм, предлагающих свои услуги по оценке и остановиться примерно на пяти фирмах;
-убедиться в наличии у фирмы Соглашения с Фондом государственного имущества Украины на право выполнения работ по экспертной оценке, так как в противном случае фирма не имеет права выполнять работы по оценке при приватизации, аренде, определении долей в уставных фондах и залоговой стоимости государственного имущества. Советуем придерживаться этого принципа и владельцам негосударственного имущества, так как фирма, имеющая Соглашение, по нашему мнению, более квалифицирована, чем не имеющая такового;
поинтересоваться количеством сертифицированных оценщиков в фирме и узнать кем выданы сертификаты.
Это связано с тем, что помимо Украинского общества оценщиков, сертификаты выдают и несколько других организаций, однако сертификат Украинского общества оценщиков сегодня признан Фондом государственного имущества и имеет наиболее высокий рейтинг по сравнению с другими сертификатами;
-поинтересоваться общим количеством выполненных работ, а также тем, с какой целью и какие объекты были оценены фирмой;
-узнать, в какие сроки может быть выполнена работа. По нашему мнению, сроки выполнения работы по оценке недвижимости не должны превышать двух недель, а действующих предприятий или пакетов акций — четырёх недель;
Если опрошенные фирмы имеют, по вашему мнению, примерно одинаковые рейтинги, стоит поинтересоваться стоимостью услуг по оценке. При этом рекомендуем придерживаться следующего алгоритма:
-из всех названных стоимостей исключить фирмы, предлагающие свои услуги по минимальной и максимальной стоимости;
-по оставшимся претендентам вычислить среднюю стоимость;
+выбрать ту фирму, стоимость предложений услуг которой наиболее близка к средней.
Конечно, этих рекомендаций следует придерживаться при заказе объёмных работ, связанных с оценкой действующих предприятий или их частей, процентов, долей или паёв в хозяйственных обществах; продажей/покупкой престижного высоколиквидного имущества; определением возможного залогового обеспечения при выдаче кредитов; арендой значительных производственных или коммерческих площадей или другими подобными случаями.
Однако и при оценке 10 м2 торговой площади под аренду, и при оценке пакета акций крупнейшего промышленного предприятия эксперт должен представить Заказчику Отчёт об оценке в полной мере соответствующий требованиям Норм профессиональной деятельности оценщика. Как показывает практика, правоохранительные и другие контролирующие органы проверяют Отчёты даже пятилетней давности. Поэтому наш совет Заказчику — не заказывайте оценку по демпинговым ценам, так как дорожащему своей репутацией эксперту просто экономически невыгодно делать качественную работу по заниженной стоимости.
Хотя выбор эксперта по оценке — весьма серьёзная процедура, в качестве юмора позволим себе привести два афоризма, которые, по нашему мнению, отражают суть такого отбора. Первый: «Если нужно выбрать среди экспертов одного настоящего, выбирай того, кто обещает наибольший срок завершения проекта и его наибольшую стоимость» («принцип Уоррена», Большая книга афоризмов., — М., 2000, стр. 950). И второй: «Дешева рибка — погана юшка» (народная мудрость).
И последнее, касательно оценочной деятельности в Украине.
В 2001 году при активном участии Украинского общества оценщиков и Украинского института оценки был разработан проект Закона Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельность в Украине» , который в настоящее время принят в Верховном Совете Украиныс изменениями и дополнениями, в редакция от 05.10.2004г. Останавливаясь на положениях этого Закона, следует заметить, что его принятие во многом определило взаимоотношения властей и общественных институтов оценки, положило конец дискуссии о применяемых методологиях, окончательно ввело процесс оценки в цивилизованное рыночное русло, соответственно Международным стандартам.
Более близким к принятию нормативным актом могут стать Национальные стандарты экспертной оценки недвижимого имущества, совместно разработанные ведущими оценщиками и специалистами Фонда государственного имущества Украины. Стандарты определяют основные цели, принципы и терминологию экспертной оценки; регламентируют процедуры, методы и порядок определения стоимости недвижимого имущества и основные концепции его стоимости; излагают основные требования к отчётам об экспертной оценке. Действия этих Стандартов будут распространены на экспертную оценку как государственного, так и негосударственного имущества и имущественных прав. Проект Стандартов уже прошёл многочисленные согласования и находится в последней согласующей инстанции — Министерстве юстиции Украины.
Источник: http://www.binfo.zp.ua |